Интервью с режиссёром накануне премьеры «Маленький принц»

26.04.2023

В преддверии премьеры спектакля «Маленький принц», альманах КультураКалининград взял интервью у режиссёра, художественного руководителя театра, заслуженного артиста России, Николая Захарова.

 — Почему Вас заинтересовал именно этот текст?

 — «Маленький принц» — самая знаменитая работа Антуана де Сент-Экзюпери, и самая популярная детская книга ХХ века. В этом тексте, в лапидарном стиле, заключены простые истины на все времена, понятные детям и важные для их родителей, способные формировать правильные ценности у взрослеющего ребёнка. Часто эту повесть называют «детской библией», в ней за незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор в метафорической форме затрагивает темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, истины, любви и дружбы.

 – Кто автор пьесы? Есть ли у него особое видение этого произведения?

 — Пьесу писал наш хороший друг, актёр и драматург Яков Шереметьев. Его история больше призвана раскрыть причины создания повести и усложнена отсылками к биографии Антуана де Сент-Экзюпери и мистическими озарениями, я, как режиссёр-постановщик, многое изменил с оглядкой на оригинальный текст повести. В результате получилась сложная и многослойная постановка для семейного просмотра.

 — По этой легендарной повести Антуана де Сент-Экзюпери ставили спектакли, снимали кино уже многие режиссёры, чем будет отличаться именно Ваша постановка? На кого она рассчитана? Как вы определите стиль и жанр Вашей поставки?

 — Философская сказка для семейного просмотра. Именно так мы определили спектакль в афише, снабдив её эпиграфом: «Посвящается детям, которые будут взрослыми и взрослым, которые были детьми».

Мы уверены, что детям будет созвучна трогательная история о маленьком мальчике, который путешествует от планеты к планете, познает мир и учится любви и дружбе, а взрослым – философская глубина и афористичность текста.

Так мы рассуждали вначале, но потом стало ясно, что спектакль выходит из-под контроля и требует иных решений – более простых и сложных одновременно. Поскольку хотелось сочинить спектакль для всех и о многом, был выбран метафорический язык повествования, как основной, который перемежается с реалистическим повествованием, иногда в парадоксальной форме. Очень талантливо решил свою задачу хореограф Илья Чепелев. Считаю, что пластические этюды «Рождение Розы» и «Камлания Шамана» заслуживают, чтобы их отметить.

Но, всё же было трудно определиться с возрастной категорией: сказка была более интересна одним, а биографические истории, на фоне мистических откровений другим.

Кроме того, мы ввели в постановку новых персонажей. Один из них — Шаман. На него возложили особые мистические задачи, которые в полной мере раскроется во взрослой версии спектакля. Впрочем, и маленьким зрителям достанется немного волшебства…

Все эти вводные усложнили и увеличили спектакль по времени.

В конце концов мы пришли к решению модульного спектакля, который подойдёт как для утренней сцены, для юных зрителей, так и вечерней взрослой публики, за счёт взаимозаменяемости мизансцен.

В детской версии будет больше сказочных героев, в вечернем варианте мы добавили истории прототипов главных героев в реальных обстоятельствах их жизни. Например, «Капризная Роза» в нашей постановке будет и сказочным цветком, возлюбленной Маленького принца и Розой – женой пилота, который уходит на войну. Тема войны и долга, кстати, будет особенно подсвечена в этой постановке.

Но, главной особенностью этой постановки станет сам главный герой. На роль Маленького принца мы взяли ребёнка, воспитанника студии «Талантино» при нашем театре.

 – Почему Вы приняли такое сложное и неожиданное решение?

— Не буду скрывать, Володя наш внук. Мы с трёх лет занимаемся с ним в театральной студии при нашем театре. Кроме того, как-то давно, лет десять назад, мы связывались с российским представительством наследственной линии Сент-Экзюпери/д’Аге. Так вот, со слов генерального директора Игоря Шамраева, глава семьи – господином Оливье д’Аге, внучатый племянник писателя, во Франции, — настаивает на том, чтобы роль Маленького Принца исполнял именно мальчик до 12 лет. Это никак не распространяется на театральные постановки в других странах, но нам показалось это интересным, и мы решили попробовать.

Здесь интересная история вопроса. Как рассказал Сент-Экзюпери, свое любопытство Маленький принц позаимствовал у сына его приятеля, восьмилетнего Томаса. Он часто проводил с ним время, учил его делать из бумаги самолетики и болтал с ним об устройстве мира. Позже Сент-Экзюпери сел писать повесть о том, как потерпевший крушение пилот подружился с Маленьким принцем, который засыпал его сложными вопросами. Томас де Конинк, кстати, когда вырос, стал философом.

 — Когда состоится премьера?

Сейчас у нас идут интенсивные репетиции. Но, уже 29 апреля, в субботу, в 14.00 мы приглашаем в театр Николая Захарова, на премьеру спектакля «Маленький принц» в версии 6+, а 7 мая, в воскресенье, в 18.00 в вечерней версии 12+

Интервьюер: Елена Звонарёва, искусствовед, альманах КультураКалининград.

Интервьюируемый: заслуженный артист России Николай Захаров.

Другие новости

Все новости