Рецензия

«…Аллегро, анданте, скерцо… И снова аллегро!»

Ольга Короткова

преподаватель английского языка

«…Аллегро, анданте, скерцо… И снова аллегро!» В третьем слове я не уверена, может, там был другой термин, но спектакль не кино, не перемотаешь и не проверишь. Кино, кстати – это тоже вариант в данном конкретном случае – есть чудесный фильм «Безымянная звезда», и там эти слова звучат, в нескольких местах даже. Есть, наконец, пьеса, и найти её в интернете даже не помня имени автора – дело двух минут. Но не буду.
 Потому что говорю именно про спектакль – «Безымянная звезда», театр Николая Захарова, подвальчик на Глазунова, 9, Калининград.

Спектакль на паузу не поставишь. Как и дважды в одну реку – дважды одну пьесу не посмотришь. Зато ту же пьесу, которую знаешь из других источников – по фильму вот, — но совсем иначе – это запросто.
 

Это было понятно ещё до. Чай не первый наш визит в уютный камерный театр, что расположен в тихом районе города. Гостей, которых в театре помещается немного, там угощают шампанским, и ещё можно прикупить канапе, кофе, пирожное в буфете и насладиться этим во время спектакля . Актёры там на расстоянии вытянутой руки от зрителя, и всегда интрига – вот сейчас сфальшивит, или там – поддельный брильянт блеснёт, где не надо, и твой спутник такой – «Ну я так и знал…», и никогда этого не происходит. Магия потому что.
 

Этот раз магическим заклинанием лично для меня и прозвучало вот это: «…И снова аллегро!». Потому что, если вы помните, фильм заканчивается грустно. Провинциальный город начала века, где из развлечений только вокзал с поездами, которые пролетают мимо и кино два раза в неделю.
 

И ещё – «что скажут соседи!», тоже ведь развлечение, ага.
 Юный астроном-идеалист и барышня из скорого поезда, который однажды-таки остановился. Понятно, что хэппи-энд тут даже Голливуд не смог бы притянуть за уши, поэтому советский фильм такой красивый, смешной и очень печальный.
 

И да – спектакль закончился поставленным на колени главным героем и задумчивой музыкой. Вот ой, жизнь боль всё-таки, и всё такое. Но – если спектакль нельзя поставить на паузу и пересмотреть потом, то зачем оно всё нам – вот эти очень разным людям, которые неизменно занимают все театральные стулья? Ответ приходит к каждому из нас сладким послевкусием потом.
 В нужный момент. Для меня это – улыбка главного героя. Она такая… Она не может пропасть совсем. И даже стать менее сияющей – не может. Ни из-за каких обстоятельств. Как те звёзды, про которые в спектакле всё время говорят.
 

Если звёзды очень важны для сюжета, но их невозможно достойно показать в условиях такого, практически тет-а-тетного взаимодействия актера и зрителя, магия театра Захарова делает их подручными средствами, вплоть до мимики.
 Поэтому эта магия спокойно выходит в реальную жизнь и остаётся в ней. С каждым. Я узнавала. Подтверждают.