Рецензия

Небольшой психотерапевтический эффект

Театральный зритель, пожелавший остаться неизвестным

...

В частном калининградском театре Николая Захарова «Содружество актёров» перед праздниками удалось посмотреть «Мастер и Маргарита. Бал». Спектакли этого театра проходят в небольшом помещении на цокольном этаже: вытянутый прямоугольный зал, по длинной стороне которого обычно сцена, а по трём сторонам в один ряд расположены столики и стулья для зрителей. Столики всегда с угощением — бокалом шампанского. Для «Мастера и Маргариты» единое пространство разбили плотными тёмными занавесами на три и дополнительно подключили к игровому пространству зону гримерок. Шампанское убрали (его подачу обыграют позже). Свет на время первой части заменили пламенем свечей — атмосферно, классно, немного загадочно. Зрителей рандомно распределили по четырём группам, за каждой закрепили сопровождающего и — в путь! \

Идея использовать имеющееся пространство таким образом мне очень понравилась. На каждой из четырёх локаций одновременно идут сцены из романа. Слышимость хорошая и потому симультанность действия сочетается с интригой — что там, у соседей?) Эффект работает на спектакль и возникает ощущение, что находишься внутри самого романа с возможностью перескакивать со страницы на страницу не в хронологическом порядке. На локациях: знакомство с Коровьевым и его фокусами, общение с Бегемотом и Воландом, наблюдение за Маргаритой и Геллой и сочувствие отчаянию поэта Бездомного в сумасшедшем доме. В каждой сцене выбран ключевой персонаж, чья линия сохранена, и есть партнёр-собирательный образ многих других героев романа. Реплики сплошь известнейшие цитаты. Тому, кто не знаком с текстом и сюжетом, спектакль ясности не добавит. Те, кто всё это знает, не нуждаются в подробном пересказе. Здорово, что вместе с самыми известными сценам  выбрали позабытую уже сцену, в которой Маргарита принимает ванну, прежде чем намазаться кремом. И локация подвернулась как нельзя кстати — помещение сауны с бассейном.

После путешествий по локациям, все зрители собрались в общем зале, занавесы убрали и бал состоялся уже в традиционном пространстве этого театра. Танцев не было) были пластические этюды, продолжался интерактив со зрителями и всё это под живой вокал «герцогини» — невероятная певица-андрогин, с низким голосом и мощной энергетикой, украшение спектакля. 

Я оказалась в четвёртой группе, кажется, самый удачный вариант. Начали мы с фокусов Коровьева, он же предложил на выбор отведать напитков — Бегемотинка, Слезы Маргариты и что-то ещё. Я выбрала бегемотинку в надежде на то, что не только обещанные усы отрастут, но и мяукать научусь))) Потом был разговор о религии с Воландом и возможность написать самое вдохновляющее на листке бумаги, чтобы попасть в книгу. В книгу в итоге листочки попали чисто физически (эффект неожиданности сработал), но тот момент, когда выбираешь из самых главных для тебя вещей самую-самую главную — бесценен. И это, естественно, не вещь) После надо было мысленно вспомнить и то, от чего хочешь избавиться — в финале спектакля негатив символически сгорел в огне, с которого всё началось и которым всё заканчивается. Небольшой психотерапевтический эффект) 

Понравился финал — после бала герои стряхнули с себя свои образы и разошлись обычными людьми. 

И как же приятно, что небольшой частный театр открыт разным формам и использует фантазию в сочетании с имеющимися ресурсами — пробует, нащупывает, не боится. 

Это был хороший вечер!