Когда меня пригласили на генеральный прогон спектакля «Князь» по роману Достоевского «Идиот» в театр Николая Захарова, который состоялся в минувшее воскресенье, я принял приглашение по банальной причине. Давно хотел посетить этот театр, его афиши мне постоянно попадались в соцсетях, я же все никак не мог дойти. От самого спектакля я ничего не ждал, особенно после моих наблюдений за современными тенденциями в постановке классики и общения с некоторыми театральными людьми.
У нас очень хорошо научились манипулировать смыслами, фактами. Часто от людей культуры слышу несколько сентенций. 1) Мы перестали читать. Мы сейчас живём в эпоху клипового мышления, поэтому народ, особенно молодежь, не читает. Это «мнение» разбивается на раз, стоит просто зайти в любой книжный и посмотреть сколько там молодежи какие книги покупают. 2) классика сейчас в том виде, в каком она есть – неинтересна и непонятна. Классику необходимо осовременивать, чтобы она была понятна современно у человеку. Иначе… Ну кто будет ходить в наше время на «Чайку» или «Грозу», если ее поставить как в книге? Сейчас классика – это фундамент, на котором современный режиссёр строит свое высказывание. Поэтому, когда ты идешь на ту же «Чайку», не удивляйся, что на сцене будут актеры в современных костюмах и с мобильными телефонами, а в “Грозе” – резиновые лодки. Театр не должен в точности переносить на сцену классическое произведение. Это сейчас никому не нужно. И вообще, посмотри в какое время мы живем, театр должен зарабатывать. Пусть режиссер ставит как он хочет, театру важна касса. После таких речей у меня начинает дергаться глаз и я стараюсь свернуть беседу. Просто потому, что часто видишь, что вот это «свое высказывание» возникает тогда, когда режиссер просто не умеет поставить хорошо, не справляется с тем материалом, за который он по глупости своей, или банальному тщеславию.
Вчера же, с первых минут просмотра “Князя” я отмел все свои предубеждения, просто потому что это совершенно другой театр, неопошленный современностью.
В начале хочется отметить, с какой трепетностью отнеслись к самому произведению. Да, произведение Достоевского довольно объемное и многослойное. В «Князе» мы можем наблюдать по большей степени линию любви, страстей, взаимоотношений главных героев, очень много из философского пласта, который присутствует в романе, было опущено. И это объяснимо, иначе бы спектакль шел не около трех часов, а намного дольше. Но в спектакль не привнесено никаких новых смыслов, интонаций. Даже вставка в середине спектакля голоса «за кадром» настолько выглядит органично, что ты в первые секунды не понимаешь, что это не текст Федора Михайловича, он не меняет смысла происходящего, смысла произведения.
Тут хочется сказать о самой пьесе. Это не современное прочтение великого романа. В спектакле используется инсценировка Товстоногова, которая ставилась в БДТ им. Горького, премьера спектакля состоялась в 1957 году. В той постановке главным героем был не князь Мышкин, а роковая любовь Парфена Рогожина, это же и прочитывается здесь.
Игра актеров. Знаете, когда у тебя большой театр, с большим бюджетом и практически ежедневными спектаклями, совершенно разными, то, может быть, порой возникает соблазн «пожалеть» актеров. Давай сегодня не дожимай эмоции, может сегодня сбавишь страсть, накал, эмоции, ведь завтра тебе снова на сцену, играть уже совершено другую роль в другом спектакле. А мы компенсируем твою игру не на максимум эффектами, светом, музыкой, видеорядом. Может быть зритель не заметит… Нет, зритель замечает.
Но когда у тебя небольшая сцена и практически нет границы между залом и сценой, каждое недожатие видно невооруженным взглядом. Ты просто не можешь это ничем покрыть. Вчера же я не просто увидел великолепную профессиональную игру актеров, а в какой-то момент просто забыл, что я в театре, погрузился в реальность происходящего на сцене, проживая все вместе с героями спектакля. Это очень необычный опыт, когда ты чуть ли не хочешь встать и вырвать нож из рук Парфена, потому что начинаешь верить, что он прямо на твоих глазах сейчас перережет себе вены. Это… Нет слов. Вот он, настоящий театр.
Актеры театра Николая Захарова не стараются заигрывать со зрителем, не считают его глупым, не пытаются упростить как-то текст, чтобы зритель понял. И в этом ощущается большое уважение не только к тексту, но и к зрителю, что, к сожалению, сейчас большая редкость.
По словам самого Николая Захарова, театр долго шел к этой постановке, осознавая величину Достоевского. «Нам было страшно подходить к этому материалу, мы шли к нему несколько лет». Итог, повторюсь, шикарен.
Отдельно о касте. Театр немногочисленный в своём составе, есть актёры, которые играют одновременно несколько ролей. Поэтому, мне показалось очень хорошим решение по использованию стороннего персонажа, чтобы в сложные моменты дать время на переодевание актеру. Как сказал сам Николай Алексеевич «Не читать же мне какие-то сторонние стихи, меняя ткань спектакля». Сами же актёры расставлены очень правильно, полностью, во всяком случае в моём представлении, соответствуют своим образом и весьма органично. Ну а князь Мышкин как будто сошёл с иллюстраций романа в книге от издательства «Азбука» и, опять же, полное попадание в образ, вплоть до мелкой моторики рук человека, у которого есть какие-то психические либо нервные проблемы. Это просто невероятно сыграно!
Я могу еще очень много говорить о спектакле, потому что я в полном восторге от игры актеров, от постановки, от сценических решений… Но просто очень рекомендую сходить на спектакль «Князь» в театр Николая Захарова. Премьерные показы состоятся 5 и 26 апреля. Для меня «Князь» – главное театральное событие этого сезона. Не пропустите. У нас в городе умеют отлично ставить классику, теперь я, в этом не сомневаюсь.