СМИ, рецензии

Ольга Короткова
Учитель английского языка, Английский клуб «Clock Tower»
Маленький принц
Спектакль для семейного просмотра «Маленький принц»
13/07/2023
5

Автор: Ольга Короткова, учитель английского языка, Английский клуб «Clock Tower»

Доносить смысл и делиться настроением можно по-разному. Можно говорить, как в обычной жизни. Можно декламировать как актёры. А можно – так, как это делают в Театре Захарова. Где сцена на одном уровне со зрительным залом, окружённая зрительным залом, на расстоянии обычного собеседника. Говорить как в жизни – а как же тогда театр? Декламировать? А собеседник-то рядом, смешно как-то. Остаётся третий путь… В Театре я вижу, что он есть и успешно работает, но слово для него подобрать не могу. Разве что «магия», но это такое ничего не говорящее слово…

Ещё очень хочется уйти от расхожих слов — таких, как «удивительный», «восхитительный», «прекрасный», «талантливый». Но некуда. Потому что новый спектакль театра – «Маленький принц» — именно такой. И актёры, в нём занятые – именно такие.

Ещё до премьеры я узнала, что Маленького принца играет маленький мальчик. Это меня заинтриговало, но и насторожило. Маленький принц – персонаж не очень-то реальный, и то, что повесть давно разошлась на цитаты и многим известна именно по ним, реальности персонажу не добавляет. И видеть реального мальчика, который играет нереального принца, это – как вот… подыгрывать детским фантазиям. Чувствуешь себя неловко, но куда деваться – ребёнок ведь.

Однако (чтобы не пользоваться затёртым «о чудо!», скажу длиннее) всё оказалось совсем наоборот. Есть такой воспитательский парадокс: ребенка не нужно учить, ему нужно просто не мешать. И да, юный актёр не играл. Он просто жил в обстоятельствах, предполагаемых спектаклем. На нём прекрасно сидел тот самый костюмчик, который так хорошо всем знаком по рисункам Сент-Экзюпери. Он произносил все эти расцитаченные слова так, что становилось понятно: Принц он вовсе не потому, что писатель наделил его собственной планетой, а потому, что просто ребёнок. А каждый ребёнок – принц своего мира. Да, его мир меньше мира взрослого человека, но зато он в нём – абсолютный властелин. Смелый, честный, ничего не боящийся, способный – да, и делать ошибки, но и охотно и не сомневаясь исправлять их. Если мы, взрослые, ему не мешаем. И веришь, что, вырастая и увеличивая свой мир до пределов взрослого, человек всё-таки способен сохранить это всемогущество.

Для меня спектакль оказался вот про это. Наверняка другие зрители увидели и поняли что-то своё. Но увидели и поняли – обязательно, невозможно же не понять, когда актёры так убедительны и так рядом. Дети, которые были на спектакле, как и их родители, несомненно получат в несколько раз больше, просто сравнив свои впечатления. Потому что детям надо не мешать. Тогда из них вырастут счастливые властители мира. Нашего мира. Счастливого мира.

09.05.2023

Краснокутская Татьяна Викторовна
Член союза журналистов России, режиссер ТВ, педагог
Рецензия на спектакль «Вечеринка с придурком»
Спектакль «Вечеринка с придурком»
11/07/2023
5

-А   вы не устаёте всё время быть умным?

— Да я даже и не пробовал!

-Вы считаете кого-то отъявленным дураком?

— Можете не сомневаться, кто-то уже считает дураком вас, и у него готово для вас персональное приглашение на «Вечеринку с придурком», где вам уготована роль главного блюда. Вы можете даже не услышать, как кто-то смеётся над вами, показывая на вас пальцем. Увидеть дурака в самом себе и уметь смеяться над собой — вот, пожалуй, единственный закон, который даст вам шанс избежать приглашения. Но… дуракам, как известно, закон не писан.

Показать/Скрыть

Пронзительная комедия, — как её определяют сами создатели, «Вечеринка с придурком», поставленная в театре Николая Захарова, заставляет не только посмеяться над чудаковатым и чрезмерно наивным главным героем, но и неоднократно задуматься во время спектакля о темах добра и зла, вселенского возмездия и справедливости, увлеченности или одержимости своим хобби, одиночества и сложных человеческих отношений. Это классическая французская комедия. Элегантная, как парижанин в возрасте, лёгкая и немного грустная, как клоун на мощёных улицах Монмартра. Сюжет спектакля достаточно прост, но и оригинален одновременно. Все мы иногда встречаем людей «не от мира сего», с которыми или очень легко общаться, или, наоборот, очень сложно. Либо они поражают нас своей неприспособленностью к жизни, либо, наоборот, своей неуемной страстью к чему-либо, или, а это по-настоящему адская смесь, тем и другим сразу, Богатый издатель Пьер Брошан (засл. артист России Николай Захаров) развлекается тем, что по средам устраивает в компании друзей ужин с приглашенным дураком. По итогам таких смотрин выбирается самый дурацкий из дураков, которому достается немалый денежный приз. Одним из таких приглашенных, главным претендентом на награду, оказывается бухгалтер налоговой инспекции Франсуа Пиньон (арт. Александр Лазарев). Но в условленный вечер ужину не суждено состояться из-за болезни издателя, однако, приглашенный дурак уже в доме и вносит сумбур, вмешивается в жизнь Пьера, пытается помочь, но делает еще хуже. А дурак этот недотёпистый, чем-то увлечённый человек, способный любого заговорить рассказами о своем любимом хобби, занудный и посему смешной. В нашем случае Франсуа Пиньон — увлеченный собиратель-строитель моделей из спичек. Ни о чем другом он говорить не может и сведет с ума любого. Как и положено в комедиях, стечение различных обстоятельств приводит к невероятным последствиям, а виновник кавардака именно Пиньон. И на глазах зрителей, хохочущих, и проживающих с героями спектакля этот вечер, спокойная размеренная жизнь издателя Пьера рассыпается, как карточный домик. Франсуа настолько непредсказуем, что за несколько часов буквально переворачивает всю его жизнь. Вот что сообщают авторы постановки о своем спектакле: «Пьер и представить себе не мог, чем обернётся для него это знакомство. Жена (арт. Светлана Захарова), любовница (арт. Любовь Орлова), друг — писатель (арт. Евгений Санеев), налоговый инспектор (арт. Геннадий Филиппович), коллеги по работе…искренность и фальшь, душевная красота и уродство, тусовка и полуночная тишина — этот вечер Пьер не забудет никогда.» В конце концов, гостю открывается весь смысл его приглашения на ужин, а, следовательно, приходит понимание, за кого его принимают. Но он и правда, вроде как дурак. Живет дурацкой жизнью, увлечен еще более дурацким хобби, совершает дурацкие поступки…. «Дурак Вашего мужа», — представляется гость в разговоре с женой издателя. Но то ли «дурак» — это заразно, то ли не стоило зазнаваться и ставить себя выше других, хотя и не таких, как ты… Так или иначе издатель Пьер осознает, что он ничуть не лучше приглашенного дурака. И никто не застрахован от того, чтобы когда-нибудь, рано или поздно, на немного или навсегда стать дураком. Во время спектакля всё труднее и труднее определить, кто же всё-таки в итоге остаётся в дураках. Этот вопрос так и остаётся открытым. В любом случае зритель, получив двухчасовую порцию позитива, понимает, что все последующие события на самом деле формируются прямо сейчас, в настоящем, именно в эту секунду. А всё, что мы посеем, может вернуться к нам в самом неожиданном ракурсе. Проходит всего пара часов спектакля, и вот уже именно от дурака сейчас зависит вся дальнейшая жизнь и благополучие якобы умного человека. И дурак, оказывается, тоже умеет хорошо и по-доброму посмеяться над тем, кто хотел посмеяться над ним. Жизнь в итоге уравнивает всех. Обо всех нюансах рассказать нельзя, да и не нужно, а спектакль нужно посмотреть всенепременно. Если не задумываться о проблемах нашего бытия и взаимного сосуществования, то хотя бы только для того, чтобы зарядиться отличным настроением от настоящего, изящного, потрясающе естественного юмора.
В целом спектакль оставляет массу положительных эмоций и заставляет задуматься несмотря на то, что жанр — комедия! С огромной благодарностью за удовольствие, за эмоции и настроение! Браво!

 

 

Напишите свою рецензию